(495) 780-90-05
Новости рынка труда

Нематериальная мотивация сотрудников

Изображение: © upandup.ru

Цены на алюминий в середине 2013 года достигли на мировых биржах минимальных показателей. Сырьевым фирмам, которые привлекали раньше персонал хорошими бонусами и зарплатами, приходится искать другие пути к сердцам сотрудников.Нематериальная мотивация сотрудников пришла им на помощь.

Когда зарплаты прекратили расти, а бонусы стали значительно меньше, в компаниях данной отрасли стали думать, что можно предложить взамен. Пришли к выводу, что необходимо пересматривать мотивационный подход. Финансовые инструменты невозможно усилить в сложной экономической ситуации. А нагрузка на сотрудников в такие периоды, как правило, только увеличивается.

Многие организации во время кризиса снижают зарплаты, условия работы делают жестче и не вспоминают об излишествах. В России корпоративная культура сейчас строится в основном на том, чтобы построить оптимальную формулу расчета связи денег и усилий и донести ее до сотрудников.

Пришло время вспомнить, что такое нематериальная мотивация сотрудников. Так как люди проводят огромное количество времени в офисах, то следует повысить комфортность среды, использовать другие нематериальные привилегии. Позволить сотрудникам решать свои бытовые потребности на месте работы, объединяться в группы по интересам. Конечно, многие компании и раньше уделяли внимание нематериальной мотивации, проводили опросы, выясняли настроение и уровень лояльности в коллективе. Но эти изменения были разовыми. А в сложный период очень важно удержать ключевых сотрудников и добиться укрепления боевого духа.

Некоторые компании провели опрос сотрудников и были удивлены, когда узнали, что многих людей интересует здоровый образ жизни. Людей заинтересовала возможность внедрения корпоративного спорта и питания. Компании могут на выгодных условиях брать в аренду залы вблизи офисов, где сотрудники могут бесплатно заниматься спортом.

Можно даже формировать команды по волейболу, футболу и баскетболу. Современным людям это интересно, они с удовольствием будут ходить в спортзал после работы, а в ответ компания получит большую вероятность повышения лояльности коллектива.

Многие компании пересматривают подход к питанию и режиму работы столовой. Данные заведения переводят с режима работы с 9 до 16 на режим с 8 утра до конца рабочего дня. К обедам и завтракам добавляют ужины и полдники, смещают акцент в пользу здорового питания. В вендинговых автоматах начинают продавать не только шоколад и кофе, а морковь, йогурты и сухофрукты.

Среди нововведений, в качестве нематериальной мотивации, в офисы можно организовать доставку лекарств, обустраить системы вентиляции, автоматы, где можно почистить обувь.

Для разработки программы нематериальной мотивации, преследующей цель повышения лояльности и вовлеченности сотрудников, нужно провести опрос сотрудников, учесть их интересы и потребности.

В кризисные ситуации бывает выгоднее заключать договоры с компаниями по оказанию услуг (оплата проезда, медицинское страхование, фитнес и т.д.), чем мотивировать сотрудников материально. С другой стороны, для самого сотрудника это более рентабельно. Доход сотрудников может повыситься на 30% только за счет того, что он будет экономить на тех услугах, которые предоставляет ему компания (медицинские услуги, проезд, досуг, питание и т.д.).

Согласно статистике, нематериальная мотивация оказывает больший эффект на взрослых людей – после 30 лет. Поэтому, если коллектив состоит в основном из более молодых людей, нужно учитывать, что эта стратегия может не сработать, даже если мероприятия будут ориентированы на интересы молодежи. Предварительно необходимо провести опрос и сделать анализ результатов.

Для людей от 40 лет имеет значение ДМС, оплата образования ребенка. Для молодежного коллектива интересны программы, ориентированные на отдых и досуг вместе с коллективом, для молодых людей важна социализация.

Нужно дать молодым сотрудникам возможность объединения в группы по интересам. Пусть они придумывают и проводят различные мастер-классы, обсуждают волонтерские инициативы.

В условиях экономического кризиса организации следует пересмотреть не только социальные программы, но и включить для других мероприятий режим перезагрузки: конкурсов профмастерства, производственных соревнований, новаторства и рационализаторских идей, а именно – пересмотреть подход, определить для участников конкурсов новые цели, подкорректировать правила, возможно, стоит повысить показатели эффективности по итогам.

Естественно, компания после таких мероприятий не сможет уйти от премий, но это будут премии, выданные сотрудникам за эффективные решения. То есть деньги, потраченные на премии, принесут компании доход.

Материальная мотивация – тупиковая вещь. Это иллюзия считать, что чем больше будет заплачено денег человеку, тем он будет лучше работать. А нематериальная мотивация сотрудников всегда срабатывает. Руководство компании показывает своим сотрудникам, что она их видит, ценит и считает разумным вкладывать средства в их комфорт. Если не начать предпринимать меры в ситуации кризиса, то компания ощутит отток сотрудников: людям важно чувствовать, что они относятся к серьезной организации. На рынке сегодня при переходе из одной компании в другую не выиграть много в деньгах, однако люди, без принятия описанных мер, будут работать с гораздо меньшим воодушевлением.

Условия труда

Организация

мотивация, лояльность персонала, сплоченность сотрудников

LISANOVAMARINA



а аЕаЙб?аИаНаГ@Mail.ru